Search

Первый теракт в Московском метро

В начале 1977 года заканчивались новогодние каникулы, Москва и страна приходили в себя после елок и широких празднеств. Через 3 года случатся Олимпийские игры, приближение которых уже ясно ощущалось. В такой расслабленной обстановке в субботу 8 января 1977 года в Москве в течение менее чем за один час прогремело три взрыва…

Первый взрыв потряс состав электропоезда в метро на перегоне между станциями Измайловская и Первомайская в 17:31. Через полчаса в 18:05 в другом районе Москвы в магазине на ул. Дзержинского (ул. Большая Лубянка) под прилавком прогремел второй взрыв. Еще спустя 5 минут в 18:10 на ул. 25 Октября (ул. Никольская) на улице в урне раздался третий взрыв. Жертвами взрывов стали 44 человека, 7 из которых погибли. Основные жертвы принес взрыв в метро, взрыв в магазине привел к нескольким раненым, в то время как разрушительные последствия третьего взрыва предотвратила монолитная конструкция урны.

Уже тогда самого начала случившиеся события стали называть терактами. Стало понятно, что взрывы имеют много общего и, по всей видимости, совершены одними и теми же людьми. Следствие по объединенному делу обозначили кодовым названием «Взрывники». Работу по делу возглавили следователи КГБ.

Первой зацепкой послужила емкость, которую преступники использовали для наполнения поражающей начинкой. Обнаруженные осколки показали, что для производства бомбы использовалась чугунная утятница. Завод-производитель посудины находился в Харькове. При этом именно такие утятницы были выпущены ограниченной партией, в основном, для подарочных целей. Подарки распространялись на Украине, юге советской России и в Закавказье. Среди городов фигурировали тот же Харьков, Ростов-на-Дону и Ереван.

Следующим шагом стала установление места производства сумки, в которую была помещена бомба при взрыве в московском метро. По остаткам материала составили изображение предполагаемой сумки и распространили его среди сотрудников КГБ по всей стране. И помог случай. Сотрудник КГБ в аэропорту Ташкента у одной пассажирки увидел похожую сумку. Выменяв ее на другую, он обнаружил на ярлыке место ее производства – Ереванская кожгалантерейная фабрика. Две следственные линии скрестились и указали на город предполагаемых террористов – Ереван.

Поиск виновных продолжался до октября 1977 года, когда преступники снова объявились в столице. В это время на Курском вокзале милиция обнаружила бесхозную сумку с выглядывавшими оттуда проводами. Помимо неисправного взрывного устройства в сумке находилась спортивная куртка и шапка, к которой прилипли несколько черных как смоль волос. Проверив списки пассажиров, прибывших в Москву из Еревана и отправившихся обратно, следователям стало понятно, кого нужно искать. Действительно, в поезде, следовавшим в Ереван, милиция обнаружила пассажира в спортивных штанах без верхней куртки и его сотоварища. Подозреваемыми оказались Акоп Степанян и Завен Багдасарян. В ходе следствия они указали на третьего, организатора терактов – Степана Затикяна.

Обыски подтвердили причастность этих лиц к совершению преступлений в Москве. Особое внимание следователи проявили к личности Степана Затикяна. Он отметился активным участием в деятельности запрещенной Национальной объединенной партии Армении. В своей деятельности партия преследовала цель пропаганды независимости Армении. Националистическими мотивами были проникнуты речи и поведение обвиняемых на суде.

Организатор терактов Степан Затикян в судебном заседании сказал о непризнании власти, предавшей его суду: «Я уже неоднократно заявлял, что я отказываюсь от вашего судилища и ни в каких защитниках не нуждаюсь. Я сам есть обвинитель, а не подсудимый. Вы не властны меня судить, поскольку жидороссийская империя — не есть правовое государство! Это надо твёрдо помнить.»

24 января 1979 года приговором Верховного Суда СССР обвиняемые были признаны виновными в совершении терактов и приговорены к высшей мере наказания – расстрелу.

Стоит сказать, что дата, место и иные детали слушания дела не были доведены до широкой публики. Дело рассматривалось кулуарно. По итогам в «Известиях» вышла лишь краткая заметка о результатах слушания, в которой упоминалось только имя Затикяна. Такая секретность породила сомнения в правосудности вынесенного приговора. В печати развернулась дискуссия о важности гласного суда, как предпосылки принятия справедливого решения.

 

Последствия взрыва в московском метро в 1977 году

Последствия взрыва в магазине на ул. Дзержинского в 1977 году

Бомба в утятнице

 

Written by 

Актуально