Search

ТАМЫЖ-ЕРДА

— ИНГУШСКОЕ БОЖЕСТВО ЖИВОТНОВОДСТВА
— Крылатый Дух (Карлик сидящий на Козле), ткъам / ткъамыж («крыло / крылья»), «удивительный, чудесный» с адекватным произношением : тамыш, «чудо»
Посылает обильное плодородие землям

У всемогущего бога Дяла было много детей. Среди них были братья ерды — божественные Мятцели, Амага-ерда, Хал-ерда, Тамаж-ерда и Саниба-ерда. Старшим из братьев был Мятцели. Он первым ушел из семьи и поселился на вершине горы Мятлам. Другие братья расселились по тем местам, где сейчас находятся их храмы. Лишь один из братьев, Саниба-ерда, как младший, остался на месте. К этим братьям подселились другие ерды.

Святилище-пещера Тамыж-ерды, находящееся к востоку «от входа на большую долину ингушей, носящую имя Шалка». Во время своего чудесного явления Тамыж-ерда открыл это место ингушу Борзу(волку) и велел ежегодно подниматься сюда для чествования своего культа.

Тамыж-ерда может предстать в облике человека очень маленького роста, сидящего на маленькой лошади размером с козлёнка. Однако, если он рассердится на кого-нибудь, то рост его может увеличиться в пятнадцать раз, а лошадь становится большой, как башня, доходящей до 26-28 метров.

Ежегодно в период сенокоса, день спустя после чествования его «брата» Амгали-ерда, по всей Ингушетии происходили празднества в честь Тамыж-ерды. Ингуши чётко выполняли указанный Тамаж-Ерды маршрут и распорядок. Праздником руководил жрец из рода Борза.
Тамыж-ерда предписывал поклоняться ему всю ночь и покинуть святилище до восхода солнца.

Как только паломники добираются до места первой стоянки, указанной божеством, они сначала зажигают свечи, расставляют их на настил из камней с вмонтированным в него железным крестом, и затем только трапезничают. Поужинав, паломники устраивают веселье с танцами, а затем готовятся к трудному подъёму к святилищу Тамыж-ерды, где они должны провести священную ночь.

К девяти часам вечера паломники добираются до вершины горы, где расположено святилище Тамыж-ерды. Потомки Борза поднимаются туда обычно первыми. Они встречают вновь пришедших гимнами в честь божества. Собравшись вместе, обе группы паломников чествуют своего покровителя песнями и танцами всю ночь. При этом, помня о требовании Тамыж-ерды, они воздерживаются от еды и питья.

Перед рассветом, до исчезновения утренней звезды, все направляются к святилищу с дарами для божества, называемыми текум (или тегум), в которые входят лучшие блюда, приготовленные специально для этого праздника. Среди них обязательно присутствуют ритуальные треугольные пироги боджолг или «козлиный (бож) пирог (олг)». Третья часть блюд делится среди потомков Борза. В пещере Тамыж-ерды хранится магический стакан-реликвия. По количеству жидкости, находящейся в нём, определяют, каковыми будут предстоящие урожаи.

Выполнив необходмые ритуалы до восхода солнца, паломники покидают святилище и собираются ниже по склону, как велел Тамыж-ерда. Старики из рода Борза отделяются от всех и образуют круг. Исполнив троекратно священный гимн в честь божества, они разбегаются, выкрикивая магические слова ар дац, дер дац и кидая одновременно в толпу куски мха.

Written by 

Актуально